Из истории пейзажа

Пейзаж является самостоятельным жанром изобразительного искусства, а также играет немаловажную роль в исторических и жанровых картинах.

 Пейзажная живопись имеет многовековую историю.

 Уже в наскальной живописи эпохи неолита можно обнаружить некоторые элементы пейзажа: изображения деревьев, рек и озер, камней, и т.д. Пейзажные мотивы как детали настенных росписей были найдены в искусстве Древнего Востока и Крита.

 Как самостоятельный жанр искусства пейзаж зародился в Китае в VI веке. Для картин средневекового Китая характерна поэтичная передача окружающей действительности. Известно, что традиции китайской пейзажной живописи значительно повлияли на развитие и становление искусства Японии.

 На территории Европы возникновение пейзажа как отдельного жанра случилось гораздо позднее, чем на Дальнем Востоке. В эпоху Средневековья все искусство было подчинено церковной тематике, вследствие чего пейзаж служил исключительно средой обитания персонажей и не нес самостоятельной смысловой нагрузки.

 Немаловажное значение в становлении пейзажной живописи имеют миниатюристы. Во Франции при дворах герцогов Беррийских и Бургундских  в 1410-х годах творили талантливые иллюстраторы – братья Лимбург, которые создали ряд миниатюр к часослову герцога Беррийского. Это красочные и изящные  рисунки, повествующие о временах года и, соответственно -  полевых работах, а также развлечениях, демонстрируют зрителям природные ландшафты, которые были выполнены с высочайшим для того времени уровнем передачи перспективы.

 В Эпоху Раннего Возрождения в живописи обнаруживается ярко выраженный интерес к жанру пейзажа. Несмотря на очевидный скачок в развитии пейзажа. Вплоть до XVI века художники использовали пейзажные мотивы  лишь в качестве фонового пространства в  жанровой картине, классической религиозной сцене,  или же портрете. Наглядным примером данного факта служат работы Леонардо да Винчи, для которых характерна тесная и неразрывная связь человека и природы.

«Чистый» пейзаж впервые мы видим на одном из рисунков Леонардо да Винчи. Позднее многие художники целиком посвящают себя этому жанру.

 Со временем пейзаж ушёл далеко за границы иных  художественных жанров, что явилось следствием развития станковой живописи как вида искусства.

 Самостоятельным жанром пейзаж стал в XVI веке и по сегодняшний день остается наиболее популярным жанром станковой живописи и графики.

 Сегодня выделяют еще жанр морского пейзажа – марина, который пользовался большой популярностью еще в 19 веке. Самым известным представителем в этом жанре живописи был И.К. Айвазовский

 Городской пейзаж является также пейзажным жанром, получившим широкое распространение в Голландии со второй половины XVII века. Уютные  улочки, чистые мостовые, посыпанные песком тротуары вровень с ними, ступенчатые фасады домов, строгие и респектабельные общественные постройки, величественные в своей гармоничной простоте храмы – все это было предметом гордости горожан и нашло воплощение в творчестве художников.

 Писать пейзажи с натуры живописцы стали лишь в XIX веке, и тогда они столкнулись с очень интересной задачей – как изобразить освещение, воздушную среду, изменяющуюся погоду, все то, чего не видно в мастерской, при ровном рассеянном свете. Когда художник пишет пейзаж на открытом воздухе, освещение изменяется ежеминутно.

 Пленэр (с французского – открытый воздух). Пленэрная живопись передает оттеки освещения, игру солнечных лучей, воздушное пространство. Выдающиеся мастера пленэра – импрессионисты запечатлевали в своих картинах мгновение. Картины, выполненные не в мастерской, а непосредственно на пленэре,  отражают неподдельный и живой интерес живописцев к изменчивой световоздушной среде. Художественные работы импрессионистов изображают не только сельскую природу, но и жизнь современного им города.

 В XX веке к жанру пейзажа обращались представители самых разнообразных художественных направлений и течений. Это и фовисты: Анри Матисс, Альбер Марке, Рауль Дюфи, Морис Вламинк, Андре Дерен; и кубисты: Пабло Пикассо, Робер Делоне, Жорж Брак; и сюрреалисты: Сальвадор Дали; и абстракционисты: Василий Кандинский, Хелен Франкенталер; и представители реалистических направлений: Джордж Уэсли Беллоуз, Рокуэлл Кент, Ренато Гуттузо.

 В русской пейзажной живописи ХХ века значительный вклад в развитие пейзажной живописи внес И.И. Левитан(1860-1900г.) и Поленов(1844-1927г.). Левитана еще называют мастер «пейзажа настроения». А Поленов был великолепным живописцем, которому удавалось передать солнечный свет так, что можно было забыть, что мы только смотрим на картину, казалось, что мы там находимся. В 1926 Поленову присвоено звание народного художника Республики. Также  в русской пейзажной живописи выделяются такие имена, как А.И.Куинджи(1841-1910г.) Его картины выделялась среди других художников и прочих передвижнических пейзажей более разнообразной красочной гаммой и усложнёнными колористическими решениями, что несколько снимало ощущение тяжести и унылости и привносило в работу оттенок. Все эти работы были выставлены в рамках выставок Товарищества передвижников и имели большой успех.

 В творчестве талантливого белорусского художника В.К. Бялыницкого-Бирули (1872- 1957г.) развивались традиции белорусского лирического пейзажа. В его работах переданы различные состояния природы: туманное утро и солнечный день, состояние природы перед дождем и ясная погода. В работах С.Ю.Жуковского(1873-1944) пейзажная живопись тесно связана с интерьером и натюрмортом. В белорусской послевоенной пейзажной живописи представителем сурового стиля является М.В.Данциг(р.1930г.) - белорусский художник, профессор, Член Союза художников РБ.

 Сегодня пейзажный жанр развивается в различных техниках и стилях, от реалистичного до стилизованного и в живописи и графике, но он по-прежнему параллельно с классическим пейзажем отражает душу природы или города, передает настроение с помощью колористического решения  и композиции.

Стригельская Ирина ©  Минск 2016г.